О работе единой межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения и контролю за соблюдением налогового законодательства за 1 полугодие 2015 года

В настоящее время повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной её выплаты, легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда остается одной из основных задач в сфере социально-правовых отношений.

Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую её часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. В результате федеральный, региональный и местный бюджеты недополучают в виде налогов и сборов существенные суммы.

Низкие размеры официально начисленной заработной платы сочетаются с неофициальными заработками. Неучтенные доходы способствуют массовому несоблюдению трудовых и пенсионных прав работников. Граждане, соглашаясь с такой формой оплаты труда, лишают себя возможности оплаты больничных листов, пособия по безработице, отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, выходного пособия при увольнении по сокращению штата, так как при начислении выплат, являющихся государственными социальными гарантиями, учитывается официальная заработная плата.

От легализации трудовых отношений, их оформления зависят социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение.

Заработная плата - это источник для начисления налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское и социальное обслуживание. Однако работники не задумываются о том, какие налоги и отчисления, в каком размере перечисляются в бюджет и внебюджетные фонды, так как основное для них - получить большую сумму средств на руки от работодателя. От полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет зависит жизнедеятельность значимых отраслей города, услугами которых пользуются все без исключения граждане. Прежде всего, это детские сады, школы, бесплатное медицинское обслуживание, деятельность объектов культуры, качество благоустройства города. Выплата "теневой" заработной платы не гарантирует правовой защищенности как работника, так и работодателя. Для работодателя легализация заработной платы и её высокий уровень - это повышение престижа предприятия, а значит доверие со стороны партнеров, отсутствие налоговых нарушений, нарушений трудового законодательства, привлечение высококвалифицированных кадров. Достойный уровень заработной платы способствует росту профессиональной активности работников, увеличение социальной защищенности и повышению общего уровня их жизни.

Администрация города Слободского, МИФНС России №13 по Кировской области и Пенсионный фонд РФ в Слободском районе уже несколько лет проводят работу по легализации "теневой" заработной платы.

Сегодня уже многие понимают, что кажущаяся выгода зарплаты в "конвертах" чревата последствиями. Нередко, чтобы уклониться от социальных выплат, работодатель, пользуясь правовой неграмотностью работника, под видом трудового договора умышленно заключает договор гражданско-правового характера, на который не распространяются правила Трудового кодекса. Работник лишается пенсионных накоплений и всех тех выплат, которые идут из Фонда социального страхования, - за больничные листы, пособия по беременности и родам, уходу за ребенком.

Специалисты администрации города и федеральных структур на постоянной основе проводят мониторинг уровня заработной платы и выявляют налогоплательщиков для проведения работы, которую осуществляют комиссии по легализации объектов налогообложения. Таким образом, выявлено, что ряд работодателей выплачивает заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Наиболее проблемными видами деятельности, в которых развит неформальный рынок труда, остаются обработка древесины, транспорт, торговля, оказание услуг по продаже недвижимости.

За 6 месяцев 2015 года проведено 6 заседаний межведомственной комиссии. Заслушаны 42 работодателя, из них 22 - юридические лица, 20 - физические лица. 21 работодатель выплачивает заработную плату ниже величины прожиточного минимума. Также на комиссию были приглашены работодатели, имеющие задолженность по уплате НДФЛ и погашению задолженности по уплате налога на имущество и транспортному налогу физических лиц (всего - 21 работодатель). Число заслушанных по видам деятельности:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -1,

- обрабатывающие производства - 5,

- строительство - 3,

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -25,

- транспорт и связь - 5,

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 2,

- предоставление прочих коммунальных и социальных услуг -1.

Из 21 заслушанного на заседании комиссии работодателя, выплачивающего заработную плату ниже прожиточного минимума, - 10 работодателя повысили заработную плату (47,6%).

Дополнительные поступления налогов составляют НДФЛ всего105,0 тыс. рублей, в т.ч. 40 тыс. рублей по заработной плате.

За 6 месяцев 2015 года проведено 3 рейда межведомственной рабочей группы по легализации налоговой базы. Проверены хозяйствующие объекты по следующим адресам: Советская, д.97 (ИП Невзорова С.Г., ИП Шабалин А.С., ООО "Орифлейм Косметикс"), ул. Советская, д.85. (ЗАО "Связной логистика", ИП Ситникова Г.В., ООО "Отдыхаево"), ул. Советская, д.86 (ИП Бохан Е.В.), ул. Большевиков, д.4 (ИП Зянчурина М.Н., ИП Зянкин Л.И., ООО "Рубль", ИП Колупаев С.Б), ул. Ст. Халтурина, д.11(ИП Зянчурина М.Н., ИП Симонов О.В., ИП Пестова О.В. и др.).

Единой межведомственной комиссией направлено 15 рекомендательных писем по погашению задолженности по имущественному и транспортному налогам физических лиц.

Решением Слободской городской Думы предусмотрен корректирующий коэффициент ("К"). Значение "К2" увеличивается в 1,5 раза при уровне среднего размера заработной платы работников ниже величины минимального размера оплаты труда в России, установленного федеральным законом для трудоспособного населения, для видов деятельности, в отношении которых уплачивается единый налог на вмененный доход, при этом корректирующий коэффициент не может быть более 1.
Работа комиссии не сводится только к выведению из "тени" зарплат в конвертах, также комиссия проводит постоянный мониторинг сведений о задолженности по зарплате.

В администрации города работает телефон доверия: 8(83362) 4-62-34, по которому принимается информация о фактах применения "конвертной" системы оплаты труда.