ЧТО ТАКОЕ МАРКИРОВКА ТОВАРОВ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

В Российской Федерации введена обязательная маркировка товаров. Производство и розница уже работают с ЕГАИС и маркировкой меховых изделий, табачной продукции, духов и туалетной воды, лекарственных препаратов, обувных товаров, фототоваров, шин и товаров легкой промышленности.

Что такое маркировка и зачем она нужна? Сама маркировка - это специальный штрих-код, который наносится на товар. Такой код можно увидеть, например, на бутылке шампанского. В системе маркировки товару присваивается уникальный идентификационный код. По нему отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

В России очень много подделок. Например, лекарства - их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество производимой продукции. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар.

Государство сделало первый шаг в борьбе с контрафактом в 2005 году: тогда в России запустилась первая волна ЕГАИСа, и для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство имело контроль над производимой спиртной продукцией и знало, сколько производится и ввозится легального алкоголя в год. Но потом власти увидели, что алкоголя продаётся больше, чем производится - значит, в стране всё равно остаётся контрафакт.

Поэтому в 2015 году был подписан Федеральный закон, который регламентировал, что каждый магазин должен считывать марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, кассиры и продавцы считывают штрих-код, когда принимают и продают товар. Эти нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.

Чтобы торговать алкоголем в России, нужно получить алкогольную лицензию. Но продавцам обуви, одежды или фототехники лицензия не нужна - поэтому нужно было найти другой способ борьбы с контрафактом. Так появилась маркировка.

Список товаров, подлежащих маркировке, будет ежегодно расширяться. Всеобщая система маркировки товаров и их прослеживания позволит повысить прозрачность рынков, что, в конечном счете, защитит потребителей, выровняет конкурентные возможности участников рынка, позволит свести на нет незаконный товарооборот, снизит издержки за счет автоматизации бизнес-процессов.

В систему обязательной маркировки и прослеживаемости товаров включены не только производители и продавцы, но и покупатели. Для "народного контроля" создано мобильное приложение "Честный ЗНАК". Это бесплатный сервис для помощи потребителям. Главная задача приложения - дать пользователю возможность покупать для себя и своих близких только настоящие и качественные товары.

 
Пресс-служба администрации города
 
Дата публикации - 30.09.2020