Приложение № 1 к Регламенту Слободской городской Думы шестого созыва, утвержденному решением Слободской городской Думы от 01.10.2021 № 1/1

КОДЕКС
этики и поведения депутата Слободской городской Думы

I. Общие положения

1.1.Настоящий Кодекс этики и поведения депутата Слободской городской Думы (далее – депутат, Дума) направлен на содействие эффективной депутатской деятельности, определение моральных и нравственных принципов, основных правил поведения депутатов Слободской городской Думы, укреплению доверия граждан к органам местного самоуправления города Слободского.
1.2. Кодекс — это акт саморегулирования деятельности депутатов.
1.3. Соблюдение депутатом настоящего Кодекса является важным элементом для всесторонней и объективной оценки его личных и профессионально-деловых качеств.

II. Общие принципы депутатской этики и поведения

2.1.Деятельность депутата осуществляется на основе:
2.1.1.Знания и соблюдения законов и подзаконных актов Российской Федерации, Кировской области, нормативных правовых актов муниципального образования «город Слободской».
2.1.2.Сочетания интересов государства, региона, муниципалитета и интересов избирателей, реализации партийных и предвыборных программ.
2.1.3. Соблюдения морально-нравственных норм: справедливости, честности, порядочности, доброжелательности, вежливости и т.п.
2.1.4. Открытости и гласности депутатской деятельности.
2.2. Поведение депутата, как представителя интересов населения, оказавшего ему доверие, и при исполнении депутатских полномочий, и в обычной жизни должно соответствовать общепринятым морально-нравственным нормам.
2.3. Депутат должен:
2.3.1. Служить примером неукоснительного соблюдения законов и подзаконных актов Российской Федерации, Кировской области, нормативных правовых актов муниципального образования «город Слободской». В ситуации принятия решений руководствоваться правовыми нормами, гражданским долгом, государственными интересами и интересами жителей города Слободского.
2.3.2. Принимать личное участие в заседаниях Думы и в работе её органов, в состав которых он входит (комиссий, рабочих групп и т.д.), в депутатских слушаниях.
Отсутствие депутата на заседаниях Думы, постоянных депутатских комиссий без уважительной причины более двух раз в квартал является основанием для рассмотрения вопроса о нарушении Регламента Думы, настоящего Кодекса и применения к депутату мер воздействия в порядке предусмотренном Регламентом Думы и настоящим Кодексом.
Уважительными причинами отсутствия депутата на заседании Думы, постоянной депутатской комиссии являются болезнь, отпуск, командировка, учебная сессия и иные уважительные причины.
Депутат, не имеющий возможности принимать участие в заседании Думы, постоянной депутатской комиссии по уважительной причине, обязан уведомить об этом председателя Думы заранее с последующим представлением подтверждающих документов (выписка из приказа, копия листка нетрудоспособности, копия справки об учебной сессии и т.д.).
2.3.3. Участвуя в заседаниях Думы соблюдать Регламент, утвержденный Думой, и подчиняться указаниям председательствующего, касающихся соблюдения Регламента и обеспечения порядка на заседании Думы.
2.3.4. При исполнении депутатских полномочий не уклоняться от личной ответственности.
2.3.5. Уважать честь и достоинство других депутатов, должностных лиц, граждан, в том числе не допускать употребления грубых и оскорбительных выражений.
При осуществлении депутатской деятельности, в том числе публичных выступлениях, использовать современный русский литературный язык в соответствии с его нормами. Использовать четкие, понятные и конкретные по смыслу слова и выражения.
2.3.6. Не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную или не проверенную информацию, не призывать к незаконным действиям.
2.3.7. Не давать публичных обещаний, которые заведомо не могут быть выполнены.
2.3.8. Исключить использование статуса депутата, в том числе использование (предъявление) удостоверения депутата, в личных интересах, не связанных с исполнением депутатских полномочий.
Не использовать предоставляемую депутату официальную служебную информацию для приобретения личной выгоды.
2.3.9. Исключить размещение и распространение в средствах массовой информации, в информационно-коммуникационной сети Интернет любой информации (тексты, ссылки, комментарии, фото и т.п.), которая может причинить ущерб репутации депутата, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций.
2.3.10. Не допускать индивидуальные и коллективные действия депутатов, препятствующие проведению заседания Думы, комиссии, депутатских
слушаний: уход для срыва заседания, выступления без предоставления слова, выкрики с места, прерывания выступающих, выступления не по существу вопроса повестки дня и т.п.

III. Ответственность за нарушение Кодекса

3.1.За нарушение настоящего Кодекса к депутату могут быть применены следующие меры воздействия:
3.1.1. Призыв к порядку (непосредственно на заседании Думы).
3.1.2. Призыв к порядку с занесением в протокол (непосредственно на заседании Думы), если на данном заседании депутат уже был призван к порядку.
3.1.3. Указание (предупреждение) депутату о недопустимости нарушения Кодекса с оглашением на заседании Думы.
3.1.4. Порицание с оглашением на заседании Думы.
3.1.5. Обязание депутата принести публичные извинения (на заседании Думы, в средствах массовой информации).
3.1.6.Информирование населения города (избирателей) через средства массовой информации или иным способом о нарушении депутатом настоящего Кодекса с указанием конкретных фактов, например, об отсутствии депутата на заседаниях Думы без уважительной причины.
3.2. Депутат обязан выполнить решение Комиссии или Думы в срок не позднее 30-дней со дня его принятия.
3.3. Депутат освобождается от взыскания (меры воздействия), если он немедленно на заседании Думы принес публичные извинения.

IV. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением Кодекса

4.1.Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением настоящего Кодекса, осуществляется постоянной депутатской комиссией по мандатам, регламенту и депутатской этике (далее – Комиссия). Комиссия может принять решение о передаче рассмотрения вопроса о нарушении настоящего Кодекса Думе.
4.2. Комиссия рассматривает случаи нарушения настоящего Кодекса по письменному заявлению (обращению) депутатов Думы, должностных лиц администрации города, должностных лиц органов государственной власти, руководителей организаций и учреждений, общественных объединений, граждан.
4.3. Письменные заявления (обращения) рассматриваются Комиссией при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество заявителя, его должность (если это должностное лицо), подпись, данные о регистрации по месту жительства (пребывания), контактный телефон, а также сведения о конкретных действиях депутата, которые явились основанием для обращения в Комиссию. Желательно приложить по возможности подтверждающие материалы (копии документов, фото и т.п.).
Допускается объединение нескольких заявлений (обращений) о нарушении настоящего Кодекса одного и того же депутата в одно рассмотрение.
4.4. Рассмотрение вопроса Комиссией осуществляется не позднее 30 дней со дня поступления заявления (обращения).
4.5. На заседание Комиссии приглашаются депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, заявитель(-ли) и могут приглашаться другие лица, информация которых будет содействовать выяснению всех обстоятельств и принять объективное решение. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии, не препятствует рассмотрению заявления (обращения).
4.6. Депутат, являющийся членом Комиссии, не участвует в голосовании, если рассматривается вопрос о нарушении им настоящего Кодекса.
4.7. По итогам рассмотрения заявления (обращения) Комиссия принимает одно из следующих решений:
4.7.1. О наличии в действиях депутата нарушения настоящего Кодекса с указанием конкретных фактов и ссылок на соответствующие положения Кодекса, и конкретной меры воздействия на депутата, если решение принимается непосредственно Комиссией, или рекомендаций по применению к депутату мер воздействия, если решение вопроса передается Комиссией в Думу.
4.7.2. Об отсутствии в действиях депутата нарушений настоящего Кодекса.
4.8. Решение Комиссии принимается в соответствии с Положением о Комиссии.
4.9. О принятом решении Комиссия в 10-дневный срок сообщает заявителю в письменном виде, депутату, действия которого рассматривались, Думе.
4.10. Заявитель, являющийся инициатором рассмотрения вопроса о нарушении настоящего Кодекса, и (или) депутат, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении настоящего Кодекса, вправе обжаловать решение Комиссии в Думу. Дума вправе отменить решение Комиссии и в пределах своих полномочий принять новое решение.
4.11. Заявление (обращение) может быть отозвано инициатором до принятия решения Комиссией или Думой. Отозванные заявления (обращения) Комиссией, Думой не рассматриваются.
4.10. В случае нарушения настоящего Кодекса, допущенного в ходе заседания Думы, Дума имеет право:
— рассмотреть вопрос самостоятельно;
— поручить рассмотрение вопроса Комиссии.
4.11. Применять меры воздействия:
— Призыв к порядку (непосредственно на заседании Думы);
— Призыв к порядку с занесением в протокол (непосредственно на заседании Думы), если на данном заседании депутат уже был призван к порядку
– имеет право применить только председательствующий на заседании Думы.
4.12. При рассмотрении Думой вопроса о нарушении депутатами настоящего Кодекса, решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов по предложению председательствующего на заседании Думы и без дебатов.
4.13. Дума вправе принять решение о закрытом рассмотрении вопроса о нарушении настоящего Кодекса в порядке, установленном Регламентом Думы.
4.14. При рассмотрении вопроса о нарушении настоящего Кодекса на заседание Думы могут быть приглашены и заслушаны лица, по инициативе которых рассматривается вопрос о нарушении настоящего Кодекса, а также другие лица, информация которых будет содействовать выяснению всех обстоятельств и принять объективное решение. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Думы, не препятствует рассмотрению заявления (обращения).

V. Словарь

5.1.В настоящем Кодексе используются следующие термины:
5.1.1.Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.
5.1.2. Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
5.1.3. Нравственность – синоним морали.
5.1.4. Поведение — особым образом организованная деятельность человека, опосредованная его внутренней (духовной, психической, физической) и внешней (двигательной) активностью и представляющая собой взаимодействие со средой. Единицей поведения является поступок.
5.1.3. Нравственные ценности личности человека:
Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.

Честность – правдивость, прямодушие, благородство, чистосердечность, искренность, порядочность, кристальность, чистота, добропорядочность, незапятнанность.

Воля – одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Противоположно неволе, несамостоятельности, зависимости, подчиненности

Искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружающему

Тактичность – соблюдение меры в общении и принятых правил вежливости; исключение действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику; проявление внимания по отношению к окружающим людям; корректность

Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.