Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2022 году является «Справедливые цифровые финансовые услуги» («Fair Digital Finance»).
Пандемия Covid-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг.
Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, их структура и содержание на протяжении последних лет практически
не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на права потребителя:
— свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т.п.);
— безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Наибольшей популярностью у граждан пользуются вложения в ценные бумаги через брокерские счета. Однако «безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным переменам.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р.
Управлением Роспотребнадзора по Кировской области совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» организованы и будут проведены мероприятия, посвященные Всемирному дню прав потребителей: горячая линия, лекции, семинары, конкурсы, направленные на повышение потребительской грамотности.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе информирует, что в период с 15 марта по 22 марта 2022 года Роспотребнадзор проводит Всероссийскую горячую линию по вопросам защиты прав потребителей. Специалисты консультируют граждан о правах потребителей, оказывают помощь в решении вопросов защиты прав в различных жизненных ситуациях.
Тематическую консультацию специалистов граждане могут получить по телефону +7(8332) 40-67-24, который функционирует ежедневно с 10.00 до 12.00 час. (кроме выходных и праздничных дней), и по телефонам Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе +7 (83362) 5-03-58, +7 (83362) 4-70-91.
Также работает телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора — 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Операторы Единого консультационного центра осуществляют круглосуточный прием звонков, первичную консультацию, а также, по отдельным вопросам перенаправляют в территориальные органы и организации Роспотребнадзора.
Дополнительно информируем, что для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует Государственный информационный ресурс. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.